Детский сад №96, группа № 7 " Колокольчик"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль) по освоению детьми 2-3 лет основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группе №7 «Колокольчик » Срок реализации: один год

 СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела страница

Раздел I Целевой 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.1.1 Цели и задачи реализации программы 3

1.1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы 4

1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей детей группы «Колокольчик». 8-9

1.1.4 Планируемые результаты освоения Программы 10

1.1.5. 10

Раздел II Содержательный. 11

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представлены в пяти образовательных областях 11

2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации основной образовательной программы дошкольного образования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 12

Модуль I. «Социально-коммуникативное развитие» 13

Модуль II. Образовательная область «Физическое развитие» 14

Модуль III. Образовательная область «Речевое развитие» 15

Модуль IV. Образовательная область «Познавательное развитие» 29

Модуль V. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 31

2.3 Содержание психолого-педагогической работы модулям 35

2.4 Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников 76

РазделIII Организационный 77

3.1 Материально-техническое обеспечение программы 80

3.2 Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания 89

3.3 Распорядок и  режим дня 92

3.4 Традиционные праздники, события 94

3.5 Комплексно-тематический план 99

3.6 Организация развивающей предметно-пространственной среды 102

Приложение 107

Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга 110

План работы с родителями в первой младшей группе на год 111

Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада 119





I Целевой раздел 

1.1.Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования (далее ОП ДО, программа), реализуемой в детском саде № 96. 

Программа обеспечивает психолого-педагогическую  поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей  в возрасте от  2 до 3 лет  и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 

Срок реализации программы – 1 год.

Обучение и воспитание в Детском саде ведется на  русском языке.

ОП ДО разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155),

• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26), 

• Уставом Детского сада № 96

 При составлении основной программы использовали в своей работе следующие образовательные программы:


- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования,     одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)  Реестр основных общеобразовательных программ.


- Содержание и технологии примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.


1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы


1. Формирование социокультурной образовательной среды развития ребенка, открывающей возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности на основе индивидуального подхода к детям раннего возраста.

2. Обеспечение прав детей раннего возраста  в группах оздоровительной направленности на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования  по основным общеобразовательным программам  дошкольного образования, наиболее эффективного проведения оздоровительных и медико-профилактических мероприятий,   направленных   на  укрепление здоровья  и  снижение  заболеваемости  часто болеющих детей и оказания  помощи  родителям (законным представителям) детей.

 Программа ориентирована на:

1) Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2) Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от  пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

4) Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и




 индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5) Обеспечение целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6) Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7) Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8) Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


                            1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы


Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Рабочая программа основана на принципах:

1) полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничества Детского сада с семьей;

6) приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учета этнокультурной ситуации развития детей;

10) интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и 



особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

11) комплексно-тематического построения образовательного процесса;

12)  природосообразности, предполагающего учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности),  реализацию задач образования в определенных природных, климатических, географических 


условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

13) культуросообразности, предусматривающего необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом 


встраиваемых в образовательный процесс;

14)  вариативности,  обеспечивающей возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

15) непрерывности и целостности в работе по сохранению, укреплению, формированию

здоровья

                            1.1.3. Характеристики особенностей развития воспитанников


Для успешной реализации программы учитывается возрастная характеристика детей раннего возраста, данная авторами программы Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014г.


































 Ранний возраст (2-3 года).




На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2-2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям.

Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет и нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.



Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

В группе  15 детей, из них 8 мальчиков, 7 девочек

По группам здоровья: с первой группой - , второй - , третей - . Наиболее распространённым заболеваниями являются заболевания ……

Состояние психофизического развития воспитанников на 01.09.2017г

Группа здоровья Количество детей % от общего числа

Первая - -

                   Вторая

Третья -

Четвертая (дети инвалиды) -





Имеют нарушения здоровья

(заболевания):

С нарушением зрения

ЖКТ -

С заболеванием почек -

С заболеванием легких -

С заболеванием кожи -

С заболеванием сердца -

С заболеванием опорно-двигательного аппарата


1.1.4 Планируемые результаты освоения программы


Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, 


связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга)  используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей),  которую проводит 


квалифицированный специалист  - педагог-психолог.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его 



родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики используются для решения задач 



психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.


  Организация педагогической диагностики и мониторинга представлено в приложении №1


1.1.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

Оценивание качества образовательной деятельности в группе раннего возраста определяютсятребованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а

также ФГОС ДО и ПООП (рамочной).

В образовательной деятельности предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения, включающая в себя:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Диагностика развития ребенка, используется как профессиональный педагогический инструмент с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми в образовательной деятельности;

 - карты развития ребенка. 

Выбор методов и инструментов оценивания учитывает разнообразие вариантов развития ребенка в дошкольном детстве.

            Система оценки качества предоставляет материал для рефлексии педагогической деятельности и для серьезной работы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.                                     Система мониторинга развития детей раннего возраста


Оцениваемые показатели Диагностические       методики Методы оценивания Ответственный

                   Возраст детей: 2 – 3 года

1. Физическое развитие. 

2. Познавательное развитие: 

• восприятие предметов по цвету, форме, величине, количеству. 

• представления о назначении окружающих предметов. 

• игровые действия. 3.Речевое развитие: 

• понимание речи;  активная речь. 

4.Навыки самостоятельности и КГН. • Наблюдение 







•Диагностические задания 

• Игровые упражнения Воспитатель













Психолог

Учитель- логопед,

Зам. зав. по ВМР

 1.2.Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.


Цели и задачи:

• Формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа на основе духовно-нравственных и 



социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

• Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

• Формирование бережного отношения к родной природе, стремление бережно относиться к ней, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.

• Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально¬культурных традиций.

                      Реализация целей образовательной программы осуществляется через:

введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому - культурно¬историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое - настоящее - будущее;

• формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, Свердловской области;

• создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

• осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование);

• создание такой развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;

• разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми:

• детско-взрослые (дети - родители - педагоги) проекты как формы работы с детьми по освоению содержания образования в соответствии с психолого-педагогическими задачами тем комплексно-тематического планирования образовательного процесса;

• мини-музеи, выставки, экскурсии,

• кружки, студии, секции краеведческой, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей, потребностей заказчиков образовательных услуг (родители);

• клубные формы работы с родителями и детьми;

формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (поликлиника, театр, зоопарк)  экскурсии,  целевые прогулки, гостевание, культурно-досуговая деятельность, совместные акции, проекты, фестивали, дни здоровья.

                                   Принципы и подходы к формированию программы.

                  К обязательным принципам формирования программы относится следующие:

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

Учет индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы

       Личностно-деятельностный подход.

Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководств

                 формула которого «Помоги мне сделать самому».

Компетентностью подход.

Основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:

- Решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;

- Объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;

- Ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;

- Ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культурные и мировоззрения;

- Решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.

• Диалогический подход. 

Предусматривающий становление личности, развитие её творческих возможностей; самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных отношений; 

• Социально- педагогический подход. 

В воспитание и обучении обозначает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребенка в независимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребенка и социума. При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребёнка, связанные с переживанием им своего места в семье, группе и обществе в отношении с людьми, познанием и преобразованием окружающего мира. 

• Системно - деятельностный подход. 

Личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно – деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной 


среды, предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.

• Возрастной подход. 

Предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребёнка (физиологические, психические, социальные и др.) а также социально психологические особенности групп \воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. 

• Средовой подход.

Использование возможности внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребёнка. Под внешней средой понимается всё социо-культурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определённой территории. В качестве элементов социо-культурной среды можно назвать учреждения культуры(библиотеки, музеи, театры и т.д);учреждение дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства 16 массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник. 

• Проблемный подход. 

Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребёнка. 

• Генетический подход. 

Определяет тип ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраивается психические процессы, развивается личность, возникают новые виды деятельности, каждый психологический возраст характеризуется ведущей деятельностью и возрастными возможностями детей

                                                               Целевые ориентиры

- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей;

- ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим, посильно помогает им;

- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового;

- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла;

            ребенок   обладает начальными знаниями о себе, своих близких.




                                         II. Содержательный раздел

В содержательном разделе представлены: 

– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом 



используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, 


обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов; 

-  особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- способы и направления поддержки детской инициативы;

           - особенности взаимодействия с семьями воспитанников к обладает начальными знаниями о себе,    своих близких


2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представлены в пяти образовательных областях. с описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учётом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников, специфики образовательных потребностей и интересов.


Модуль1 «Образовательная область» Социально-коммуникативное развитие      направлена:

• на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; 

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; 

• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Детском саду;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Модуль 2 Образовательная область «Познавательное развитие 

предполагает:

• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; 

• формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Модуль 3 Образовательная область «Речевое развитие»                                       включает:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества; 

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.


Модуль 4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»      предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; 

• становление эстетического отношения к окружающему миру; 

• формирование элементарных представлений о видах искусства; 

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


Модуль 5 Образовательная область «Физическое развитие»                               включает:

• приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); 

• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; 

• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):


Возраст детей Виды деятельности




ранний возраст

(1 год – 

3 года) • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; 

• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), 

• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, 

• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), 

• восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.




Модуль 1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: 

– дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;

– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;

– дальнейшего развития игры 

– дальнейшего развития навыков самообслуживания. 

В сфере развития общения со взрослым

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.

Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.

Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания. 

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками

Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду. 

В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

В сфере развития игры

Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

В сфере социального и эмоционального развития

Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к детскому саду, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим детского сада, не предъявляя ребенку излишних требований. 

Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой. 

Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством детского сада, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.


Модуль 2. Образовательная область «Познавательное развитие»

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

– развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей. 

В сфере ознакомления с окружающим миром

Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.). 

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей

Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки,  а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес. 


Модуль 3. Образовательная область «Речевое развитие»

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: 

– развития речи у детей в повседневной жизни;

– развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

В сфере развития речи в повседневной жизни

Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно. 

Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.

В сфере развития разных сторон речи

Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.


Модуль 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: 

– развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;

– приобщения к изобразительным видам деятельности;

– приобщения к музыкальной культуре;

– приобщения к театрализованной деятельности.

В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру

Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка. 

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности

Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.

В сфере приобщения к музыкальной культуре

Взрослые создают в детском саде и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности

Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.


Модуль 5. Образовательная область «Физическое развитие»

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: 

– укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;

– развития различных видов двигательной активности;

– формирования навыков безопасного поведения.

В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни

Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.

В сфере развития различных видов двигательной активности

Взрослые организую пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри помещений детского сада, так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.

В сфере формирования навыков безопасного поведения

Взрослые создают в детском саду безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.


Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка представлено в 5 образовательных областях примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.:

• «Социально-коммуникативное развитие» (стр. 54);

• «Познавательное развитие» (60);

• «Речевое развитие» (66);

• «Художественно-эстетическое развитие»  (70);

• «Физическое развитие» (75)



2.2 Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей

Модульная организация коррекционного процесса в режиме дня.


Содержание работы Дети с плоскостопием Дети с речевыми нарушениями

Модуль 1. Коррекция и развитие психомоторных функций у детей

Упражнения для детей развития мелкой моторики рук

Игры на снятие мышечного напряжения

Комплексы массажа и самомассажа

Дыхательные упражнения

Игры на развитие вестибулярно-моторной активности

Модуль 2 Коррекция эмоциональной сферы

Технологии, направленные на преодоление негативных эмоций

Игры на развитие локомоторных функций

Игры на регуляцию деятельности дыхательной системы

Игры и приёмы для коррекции тревожности

Игры и упражнения, направленные на формирование адекватных форм поведения

Игры и приёмы для устранения детских страхов

Игры и упражнения на развитие саморегуляции и самоконтроля

Модуль 3. Развитие познавательной деятельности

Кинезиологические упражнения

Игры на развитие концентрации и распределения 

внимания

Игры и упражнения для развития исследовательских способностей

Упражнения для активизации познавательных 

процессов

Модуль 4. Формирование высших психических функций

Игры и упражнения для речевого развития

Игры на развитие саморегуляции

Упражнения для формирования межполушарного взаимодействия

Игры на развитие зрительно-пространственной координации

Упражнения на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и элименацию импульсивности и агрессивности

Повышение уровня работоспособности нервной 

системы

Модуль 5. Развитие коммуникативной деятельности

Игры на взаимопонимание

Игры на взаимодействие





                            Модуль I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

                            «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»


Третий год жизни. Первая младшая группа.

Задачи образовательной деятельности

• Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.

• Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

• Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

• Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

• Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи.

• Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.


Содержание образовательной деятельности

Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых.

Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.

Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью — детей и родителей. Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях.

Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении группы. Понимание правила «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.

Труд. Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек). Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка

(«Что нас радует») Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

• Ребенок положительно настроен, 

охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры;

• эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

• ребенок дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми;

• ребенок строит сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в

соответствии с ролью;

охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие;

• малыш активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям. • ребенок проявляет недоверие к окружающим,

 избегает общения, речь развита слабо;

• игровые действия с игрушкой кратковремен-

ны, быстро теряет интерес к своей игре, 

отнимает игрушки у детей, занятых игрой;

• общее эмоциональное состояние ребенка 

неустойчиво: спокойное состояние 

чередуется с плаксивостью, отдельными 

негативными проявлениями по 

отношению к сверстникам или взрослым;

• игровые действия воспитателя в 

самостоятельной игре воспроизводит 

частично; 

игровые действия однообразны; 

предметами- заместителями пользуется 

только по предложению воспитателя;

• выполняет некоторые действия самооб-

• служивания, но только совместно или по 

предложению взрослого;

• наблюдение за взрослыми сверстниками не 

вызывает у ребенка интереса.


                                                Модуль II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»


Третий год жизни. Первая младшая группа.

Задачи образовательной деятельности

• Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

• Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

• Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

• Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

• Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).


Содержание образовательной деятельности

Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства - различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это, как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).

Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.

Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.

Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.

Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание фигуры». Различение по величине, сравнивание 3 предметов по величине.

В процессе ознакомления с природой малыши узнают: объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия.

Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях.

Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. 

Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов.

Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.


       Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка Вызывает озабоченность и требует

(«Что нас радует») совместных усилий педагогов и

родителей

• Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоя-

тельно с предметами, дидактически-

ми игрушками и материалами. 

• Успешно выделяет и учитывает цвет,

 форму, величину, фактуру и другие предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при слова-названия для обозначения формы отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный

 предмет). 

• Объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия.; выборе из четырёх разновидностей.







• Ребенок пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не пользуется действиями, показывающими аналогичное только в совместной со взрослым игре.

• В основном раскладывает, перекладывает предметы безрезуль-татно, словами  обозначающими название форм, размеров, чисел не пользуется. 

• У ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами и дидактическими 

игрушками как вместе со взрослым, так и самостоятельно.

• Малыш неспособен найти по образцу 

та   кой же предмет, составить группу из предметов по свойству.

• Малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства и результаты сравнения предметов по свойству. 

• Равнодушен к природным объектам.

У ребенка недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия.

                                             Модуль III ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ 

                                                                   «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

                                       Третий год жизни. Первая младшая группа.

Задачи образовательной деятельности

• Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

• Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.

• Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цв Содержание образовательной деятельности 

            Связная речь. Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания.

Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов. В словарь входят:

• названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;

• названия некоторых трудовых действий и собственных действий;

• имена близких людей, имена детей группы;

• обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.

Грамматическая правильность речи. Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех- четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей

16 января 2018 в 18:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.